Евангелие на потребу
Чтение Евангелия на всякую потребу и на всякое время
Тексты Евангелия гражданским шрифтом с ударениями.
Богослужебный церковно-славянский текст
Чтения на молебнах и таинствах
Чтения в болезнях
Чтения в житейских нуждах
Чтения в духовной борьбе
Чтения в общественных нуждах
Чтения общие святым, по чину их, которым приносят прошения на потребу
Чтения заупокойные на каждый день седмицы
Чтения на каждый день седмицы
Чтения Великого поста, Пасхи и на каждый день года
Чтение на праздники
Дополнения
Евангельские чтения на всяк день и всяку потребу
Как правильно читать Слово Божие?
Этот вопрос может показаться излишним, ведь изучение Священного Писания — одно из главных духовных деланий христианина, и многие, конечно, уже имеют твердый навык регулярно прочитывать по нескольку глаз в день из Нового Завета. Однако новое издание Евангелия и Апостола наглядно показывает, что применение Священного Писания в православной традиции гораздо глубже и шире, чем принято думать. Не отменяя обычного ежедневного чтения по главам, данная книга существенно восполняет его, помогает, наряду с молитвами и псалмами «па всякую потребу и на всякий день», читать также Слово Божие на самые различные случаи жизни. Не случайно святые отцы говорят: «Когда человек молится, он разговаривает с Богом; когда читает Писание — Бог разговаривает с ним». Имеется множество примеров тому, как подобное чтение преображало души людей, отвращало их от греха, утешало в скорбях, исцеляло от пороков.
К сожалению, до сих пор указания к чтению Евангелия «на всяку потребу различну» имелись только в немногих изданиях на церковнославянском языке, преимущественно богослужебных. Мало кому известен и порядок чтения Евангелия и Апостола за упокой, хотя Псалтирь по усопшим привыкли читать многие верующие. Многие молитвенные правила включают в себя чтение Писания Нового Завета. Сведения о них можно найти в этом разделе нашего сайта.
Святые отцы и учители Церкви часто указывают на необходимость христианину знакомиться на дому с содержанием Евангелия и Апостола, которые положены на этот день за богослужением в храме.
Немаловажно, что в богослужебном употреблении Евангелие делятся не на современные стихи и главы, а по так называемым «зачалам». Зачала — это отдельные отрывки, заключающие в себе законченное повествование либо законченную мысль. Деление на зачала более дробное. Оно имеет очень древнюю историю (произведено примерно в V в.) и гораздо более оправдано со смысловой точки зрения. Обычай читать Писание по главам более поздний и заимствован нами от Запада, а разделение на стихи вообще было предпринято типографией в XVI в. из технических соображений.
Зачала здесь приведены в соответствии с указаниями богослужебных книг в зависимости от случая их чтения. Все тексты приведены здесь для чтения мирянами келейно. Раздел продолжает последовательность Молитвослов на всякую потребу, Псалтирь на всякую потребу.
Важно и то, что тексты Евангелия даны на церковнославянском языке (в транслитерации), то есть гражданским шрифтом, что облегчает чтение
Евангельские чтения на праздники Господские, Богородичные и некоторых святых.
Чтение Новозаветных Писаний на протяжении года и в праздники—это многовековая церковная традиция. Еще в V в. свв. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит, основываясь на дошедших от апостольских времен преданиях, составили для каждого дня расписание чтений из Евангелия и Апостола. Оно распределяется так, чтобы в течение года было прочитано все Четвероевангелие и весь Апостол. Этот большой круг чтения носит название “столпа", а сами чтения именуются “рядовыми”. Они начинаются каждый год на литургии Святой Пасхи чтением 1-й главы Евангелия от Иоанна: “В начале бе Слово...” и 1-й главы Деяний. Далее рядовые чтения Евангелия совершаются на утрени за воскресным всенощным бдением, а также за каждой литургией (вместе Евангелие и Апостол).
Читать Евангелие в домашнем обиходе лучше всего по тому же порядку, как это делают в церкви. Свт. Василий Великий прямо наставляет верующих прочитывать на дому Евангелие, которому предстоит читаться за богослужением. При этом нужно иметь в виду, что в зависимости от времени Пасхи и некоторых других условий, последовательность чтений Св. Писания год от года несколько разнится, и для определения правильного порядка чтений лучше всего пользоваться указаниями из церковного календаря на текущий год.
Случается, что на один день приходится одновременно по 2 или 3 зачала из Евангелия. Это бывает в дни наиболее значительных праздников, которым назначены особые чтения, указывающие на воспоминаемые события. В этом случае их читают “под зачало” - все евангельские отрывки так, как будто они составляют одно целое, без большой остановки между зачалами.
Для мирянина может оказаться затруднительно читать и усваивать смысл сразу нескольких зачал на церковнославянском языке, тем более, что объем некоторых из зачал довольно велик. Поэтому можно читать Писание обычным способом: по одной главе из Евангелия в день, добавляя к этому в дни праздников особые чтения.
Евангелие на разные случаи
“Бог не есть Бог неустройства, но мира”, — пишет апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам (14, 33), и Новый Завет есть новый мир между Небом и землей. Поэтому Евангельские и Апостольские слова проливают живительную, исцеляющую благодать на все человеческие заботы, нужды и начинания.
Чтение Евангелия и Апостола “на потребу различну” само по себе, конечно же, не обладает волшебной силой, и нельзя ожидать, что по прочтении указанных отрывков непременно получишь просимое. Значение этих чтений иное: указать человеку на то, как исповедовать Евангелие в различных скорбях и трудных обстоятельствах, как среди внешних гонений и внутренних нестроений руководствовались Евангелием апостолы, служа Богу, устраивая жизнь Церкви, оказывая попечение ближним.
В этом смысле читать Евангелие и Апостол на разные нужды не только уместно, но и совершенно необходимо. Такое чтение должно естественно предварять начало любого дела, каждое молитвенное прошение “на всякую потребу”, образцы которых приведены в других разделах — молитвослове и Псалтири на всякую потребу и на всякий день. Ибо только тем, кто стремится пребывать в Евангельском духе смирения и любви “все содействует ко благу” (Рим. 8, 28).
О чтении Евангелия за ближних
Благоговейное чтение Евангелия, по существу, неотличимо от молитвы, ибо служит той же цели — Богообщению. Поэтому, помимо молитвы за ближних, в православной церковной традиции утвердился обычай читать Евангелие о помощи и исправлении близких людей.
Так в жизнеописании киевского подвижника XIX в. старца Парфения можно встретить упоминание об удивительном видении: "Однажды,—рассказывает старец, — в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с небес, попапяет терние, покрывающее поле, и поле остается чистым. Недоумевая об этом видении, я слышу голос: терние, покрывающее поле — грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его, — Слово Божие, тобою за нее читаемое".
Читать Евангелие за ближних можно подряд, главу за главою, или же по усмотрению избирая те зачала и главы, в которых упоминаются сходные события, лица и обстоятельства. Чтение продолжается на протяжении, по крайней мере, 40 дней (срок, указанный в житии старца Парфения), однако может быть и более долгим. Перед чтением и после чтения вместо обычных молитв о разумении Писания полагается особая молитва о ближнем.
Евангельское чтение по соглашению
В Евангелии от Матфея (18,19—20) читаем следующие слова Спасителя: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Это дало основание традиции, называемой "Молитва по соглашению" — когда при каком-либо тяжелом положении — болезни, несчастье, бедствии двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться об избавлении от постигшей беды. Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет об этом в книге "Моя жизнь во Христе": "На своем личном опыте я убедился, что как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от сердца вместе". Множество других свидетельств говорят о чудесных случаях проявления силы такой молитвы: выздоравливали больные, приговоренные врачами к смерти, возвращалось потерянное зрение, возвращалась способность ходить, прекращались упорные приступы ненависти и т. п.
Обычно молитву по соглашению сопровождают чтениями из Писания — Евангелия от Иоанна и Первого Послания Иоанна, в которых говорится о любви к ближнему как основе христианской жизни и залоге исполнения всякого молитвенного прошения.
В зависимости от усердия молящихся и состояния того, о ком молятся, определяется порядок и число раз произношения всеми молитвы в течение дня.
Евангельское чтение заупокой по дням седмицы
Евангелие — это Благая Весть не только для живых, но и для умерших. Сошед в глубины преисподней, Христос проповедал, что ад и смерть отныне не имеют полной и окончательной власти над душами усопших, и что им предстоит быть судиму уже не по ветхозаветному Закону праведности, но по Суду Божественного милосердия.
Поэтому всякий раз, когда Евангелие возвещается на земле, отзвук Божественных глаголов проникает также до мира невидимого к душам наших усопших. Известна особая традиция чтения Св. Писания за упокой по дням недели (за исключением воскресения, когда заупокойные Евангелия читать не принято). К ней относятся те отрывки из Апостола и Евангелия, которые прямо говорят об участи человеческой души в загробном мире и возвещают надежду на помилование от Бога.
Богослужебное употребление новозаветных книг
В богослужебном употреблении нашей Православной Церкви принято вообще разделение новозаветного священного текста не на главы, а на зачала, т. е. отдельные отрывки, заключающие в себе более или менее законченное повествование или законченную мысль. В каждом Евангелии ведется особый счет зачал, в Апостоле же, включающем в себя книгу Деяний и все послания, один общий счет. Апокалипсис, как книга не читающаяся при богослужении, на зачала не разделена. Деление Евангелия и Апостола на зачала не совпадает с делением на главы и, сравнительно с ним, является более дробным. Евангелие от Матфея содержит 116 зачал, от Марка — 71, от Луки — 114, от Иоанна — 67; весь Апостол (без Апокалипсиса) разделен на 335 зачал.
Богослужебное употребление Евангелия и Апостола восходит к самым первым векам христианства. После чтений из Ветхого Завета «пусть читают, — говорится в литургии Постановлений апостольских, — Деяния наши и послания Павла, а после этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелия». Первоначально разделение новозаветных книг на зачала было произведено еще в V в. диаконом Александрийской церкви Евфалием, а дополнили его святые Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. На основе унаследованных от ранних времен преданий они составили для каждого дня рядовые чтения из Евангелия и Апостола.
Порядок чтений тесно связан с Пасхалией и изменяется год от года. Чтение Апостола и Евангелий распределяется так, чтобы в течение года было прочитано все Четвероевангелие и весь Апостол. Весь круг чтения называется «столпом». Начинается оно на литургии Святой Пасхи чтением 1 главы от Иоанна: «В начале бе Слово...» и 1 главы Деяний, а далее следует изо дня в день по порядку зачал: сперва во дни Пятидесятницы Евангелие от Иоанна, затем от Матфея и половина от Марка, после чего полностью прочитывается Евангелие от Луки и оставшаяся половина Евангелия от Марка. Рядовое чтение Евангелия совершается на воскресной утрени (за всенощным бдением), а за каждой литургией читается как Евангелие, так и Апостол. Кроме того, для некоторых наиболее значительных праздников назначены особые чтения, указывающие на воспоминаемые в эти дни события. Особые Апостолы и Евангелия установлены избранным святым. При чтении особых Апостолов и Евангелий чтения рядовых зачал не бывает (за исключением воскресных).
В первой половине Страстной седмицы все Евангелия (кроме зачал Страстей Христовых 47—67 от Иоанна) прочитываются на часах. В Страстную пятницу положено особое чтение 12 Страстных Евангелий, повествующих о Распятии и Крестной смерти Спасителя.