Шрифт

Псалтирь, или богомысленные размышления, извлечения из творений святого отца нашего Ефрема Сирина

расположенные по порядку псалмов Давидовых

Предисловие к "Псалтири прп. Ефрема Сирина" составлено свт. Феофаном Затворником.

Такое название дается настоящему изданию, заключающему в себе избранныя молитвенныя к Богу возношения Св. Ефрема Сирианина, ибо Псалтирь и есть книга Богохвалений, – тоже что молитвенных к Богу возношений. Св. Ефрем исполнен был благодати Божией, и ею движимый изливал пред Богом сердечныя молитвы свои.

Возгревать в себе дух благодатный есть долг всякаго христианина. Главное средство к тому – молитва. В ком возгрета благодать, тот и сам молится как должно, – когда благодатная сила в нем в движении; но кто не дошел еще до того, тому необходимо самую молитву воспитывать в себе; воспитывается же она духодвижимыми молитвами, излившимися из пламеневших благодатию душ. – Вот почему Св. Церковь дает в руки православным христианам молитвенники: к тому же способствовать может и настоящее издание избранных молитв.

Как между Пророками Св. Давид есть по преимуществу Псалмопевец, так между Святыми Отцами Св. Ефрем есть по преимуществу молитвенник. Душа его ни одного Божественнаго предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв. Сего Святаго Отца по справедливости можно назвать христианским Псалмопевцем.

Мерою числа выбранных статей послужило число псалмов Богодухновенной Псалтири, а указателем содержания их - содержание псалмов. В псалмах кроме молитв, есть догмат, есть история, есть нравоучение. Такого же содержания статьи внесены и в настоящее издание избранных молитв из писаний Св. Ефрема.

Из догматов у нас изстари при Псалтири печатаются: Исповедания веры Св. Афанасия Великаго и Св. Максима Исповедника – о Пресвятой Троице и о воплощении Бога Слова. Изложение этих догматов взято здесь из Св. Ефрема. История в псалмах есть история народа Божия. История в молитвах Св. Ефрема есть история всякаго христианина которая внешно определяется рождением, житием на земле, смертию, воскресением и вечною участию, а внутренно состоит преимущественно из борьбы со грехом, из возстаний и падений, из светлых состояний в добре и из мрачных пребываний во зле. – В писаниях Св. Ефрема все это изображено в самых тонких оттенках и в самых разнообразных подробностях. Это преимущественная часть нашего издания.

Нравоучение в Псалтыри составляет содержание большей части псалмов. В соответсвие им из Св. Ефрема взяты “блаженства” и “горе” с прибавлением других очень немногих статей под заглавием: уроки жизни. Внесть и нравоучительныя статьи в Псалтирь нашу – заставило желание оразнообразить ея содержание, а избирать преимущественно указанныя статьи располагало то, что по форме выражения они очень подходят к молитвенным оборотам речи.

Подражая Богодуховенной Псалтири в числе и содержании статей, подражаем ей и в разделении, какое дается ей в Церковном употреблении – 150 статей разделены на 20 отделений, как Псалтирь на 20 кафизм, и каждое отделение на три части, славы, как и там каждая кафизма на три. В начале каждаго почти из 20 отделений помещается догмат, а в конце нравоучение – уроки жизни.

Имелось в виду, чтобы каждая молитва содержала нечто особое. Со вниманием читающий тотчас заметит это при всей, повидимому, одинаковости молитвенных оборотов речи. Но и для того, кому иныя молитвы покажутся одинаковыми, не должно быть скучно читать их, как не скучно любящему молиться повторять неисчетное число раз: Господи помилуй, или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Сопровождаем сию Псалтирь желанием искренним, чтобы всякий, раскрывающий ее, всегда находил в ней для себя нужное по состоянию своего духа, то вразумление, то сокрушение, то воодушевление, то утешение.

Молитвами Святаго Отца нашего Ефрема Сирианина да подаст сие Господь всем нам.

Тропа́рь Ефрему Сирину, гла́с 8:

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто́ трудо́в уплодоноси́л еси́, и бы́л еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме, о́тче на́ш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, гла́с 2.

Ча́с при́сно прови́дя Суда́, рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный, де́лателен же бы́л еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне. Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.