Шрифт

Псалтирь, или богомысленные размышления, извлечения из творений святого отца нашего Ефрема Сирина

расположенные по порядку псалмов Давидовых

Псалом 138

БОГ ВСЕ САМ ДАСТ; НО И МОЛИТЬСЯ НАДО.

Бог милосердый дает просимое нами не молитвы ради нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам, потому что сотворил нас.

Всепревышающее Величие неиспрошеннаго нами даровало нам Сына Своего, Который ради нас явился в мир и, хотя не просили мы Его, принес Себя в жертву для нашего спасения.

Ибо кто упросил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолил Сына, чтоб умер Он за грешников?

Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтоб предал Он Сына Своего за беззаконных?

Подлинно неслыханное это дело, и на мысль никому не приходило оно.

Отец предал Сына Своего на крестную смерть – и смертию Его грешники приобрели себе жизнь. А если отдал Он величайшее Свое сокровище, то просящим от такого Человеколюбца воспрепятствует ли что получит все, в чем только имеют нужду?

Итак, будем просить Его, потому что Он дает; будем объявлять пред Ним желания свои, потому что не отказывает Он; будем умолять Его, потому что желает Он всеми способами удовлетрять нашим нуждам.

Но по правде Своей ожидает Он, чтобы молитва наша предстала дверям Его, и сею молитвою примирена была правда со всеми грешниками.

Если бы благость без молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда, и никто не помышлял бы о ней.

Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющаго жезла. Каждый с радостию продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.

Та же благость, столько для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.

А теперь и то в мире, что правда побуждается к наказанию, есть дело благости, ибо грешник для того приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник, хотя на малое время, оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов.

Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать. Подлинно благ Ты во всем.

Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с безстыдным высокомерием и не обращаются без особеннаго побуждения.

Наказание Твое, Господи, соединенное с милосердием, да будет нашим пестуном. Десница Твоя да поможет нам воспользоваться наказанием Твоим.