Шрифт

Толкования псалмов

Толкование на псалмы. Псалом сто девятый

Творения святителя Афанасия Александрийского

Псалом Давиду.

(1) Рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене. В настоящем псалме Давид изображает рождение Господа по плоти, евангельское Его слово, возгосподствовавшее над всеми народами, и восшествиe Его на небеса, с которого и начинает псалом, говоря: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Какие же это враги, объясняет Апостол, взывая: егда испразднит начала и власти, и миродержителей, последний враг испразднится смерть (1 Кор. 15, 24-26).

(2) Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, разумеет посланное евангельское слово, которое и стало господствовать над всеми врагами.

(3) С Тобою начало в день силы Твоея. Этим означает или время суда, когда с Божеским могуществом всех будет судить, пришедши с святыми Ангелами Своими, или время рождения Его, которое и называется днем силы. С Тобою будет начало, потому что обладает целою вселенною, хотя и соделался человеком. В светлостех святых Твоих. Слова в светлостех святых Твоих - означают не иное что, как те лики святых Ангелов, которые в ночь, когда родился Христос, взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14). Из чрева прежде денницы родих Тя. Смотри, как усвояет Себе Отец рождение Единородного по плоти. Отец говорит Сыну: прежде бытия сего видимого мира и лучезарного света родил Я Тебя. Говорит же не потому, что Бог имеет чрево, но потому что рождением из чрева дается истинное, а не мнимое, право первородства.

(4) Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо не как человек клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову, потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавые приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином. (5) Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари. Днем гнева называет время суда, когда сокрушит царствовавших древле по обольщению демонов, и заключит их в бездну.

(6) Судит во языцех, исполнит падения, т. е. во время суда, наказывая нечистых духов, покажет, что язычники исполнены падений, подверглись мучению в преисподних земли. Сокрушит главы на земли многих. Это подобно сказанному Им у Исаии: и сведох кровь их в землю (Ис. 63, 3).

(7) От потока на пути пиет . Потоком Писание называет искушение, а путем означает хождение Его на земле, во время которого Сей, потоком снисшедший, претерпел страдание. Сего ради вознесет главу. Что значит: сего ради? Не то ли, что Он пострадал плотию? Подобно же это сказанному: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти (Флп. 2, 8).