Толкования псалмов
Толкование на псалмы. Псалом семьдесят девятый
Творения святителя Афанасия Александрийского
(1) В конец, о имущих изменитися, свидение Асафу, псалом на ассириян.
Содержаниe:
В прямом буквальном смысле Псалмопевец просить Бога умилосердиться над порабощенными ассириянином. Но в смысле высшем молит о тех, которые, по распятии Господнем, остаются в духовном плену у мысленных ассириян и князя их, разумею сатану. Поэтому, приносить молитву, прося не умедлить пришествием Спасителя нашего и освобождением всего израильского рода.
(2) Пасый Израиля вонми. Тебя, Владыко, подобно пастырю промышляющего о народе, умоляю внять молению моему. Седяй на херувимех явися (3) пред Ефремом и Вениамином и Манассием. Во время шестая Скинии шли сперва три колена: иудино, Иссахарово и Завулоново; с южной же стороны следовали другие три колена: Ефремове, Вениаминово и Манасиино; а на златых Херувимах вверху ковчега была слава Божия, и она предваряла их в шествии. Поэтому Ты, сидящий на Херувимах и предшествующий ковчегу, а потому сущий пред Ефремом, Вениамином и Манасием, даруй спасение всемогущей силою Твоею.
(9) Виноград из Египта пренесл ecu. Разумеет Израиля. Изгнал ecu языки, и насадил ecu и. Ибо, предшествуя израильтянам, изгонял Ты народы от лица их.
(11) Покры, горы сень Его. Сень виноградника есть служение по Закону, потому что Закон имеет сень грядущих благ (Евр. 10, 1). Под горами же разумеет горы Силомскую и Сионскую; потому что в этих двух местах водружаема была скиния. Поэтому, Псалмопевец означает не что-либо иное, а то самое, что на этих двух горах совершалось по Закону и было сенью грядущих благ. И ветвия его кедры Божия. Кедры суть небесные силы, а ветви виноградные суть пророки, которые были восхищаемы в высоту из среды народа и упокоеваемы среди горних и разумных Сил.
(12) Простре розги Своя до моря. Розгами и отраслями винограда называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского.
(13) Вскую низложил ecu оплот его? Оплотом ему было хранение Ангелов, которое отнял у них Бог. И объимают и вcu мимоходящии путем; потому что предан в снедь нечистым демонам, которые пожирают души их, лишая духовных плодов. (15) Боже сил, обратися. Поэтому, умоляю Тебя, всемогущего Владыку, воззреть свыше на гибель виноградника и уврачевать злострадание; потому что и прежнее благосостояние даровано ему было Твоим же Промыслом.
(16) И соверши и, егоже насади десница Твоя. Поскольку Ты насадил его, а потом стал он (17) пожжет огнем и раскопан и погиб, потому что Ты подверг его сему наказанию; то соверши и, и соделай готовым ко спасению, - предуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого - значить: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?
(18) Да будет, рука Твоя на Мужа десницы Твоея. Дело же это, то есть спасение народа, которое означается словом «рука», да будет на Мужа десницы Твоея, то есть чрез Того Мужа, Который есть Десница Твоя. Кто же это, как не Сын человеческий, Который есть Отчая Десница, хотя и соделался человеком? Когда же совершится это, и спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся Мужем и Сыном человеческим; тогда (19) не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т. е. христианами.
(20) Господи Боже сил, обрати ны. Непрестанно повторяет прошение о скорейшем пришествии Единородного, Который спасет их.