Шрифт

Почему принято читать Псалтирь по усопшим родственникам.

Почему принято читать именно Псалтирь по усопшим?

Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.

Псалтирь по усопшим

Чтение Псалтири по усопшим христианам, с одной стороны, является помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в это время предстоит перед Богом, ожидая Его праведного суда. Если в течение нашей земной жизни нам бывает необходима молитвенная помощь, то как переоценить ее значение в этот момент, когда решается участь души в вечности! Отечники, Прологи полны сказаний о том, как именно молитвы родственников, монастырской братии помогли умершему человеку избавиться от вечных мук, умолили Бога о милосердии или, по крайней мере, поддержали его душу, смягчили страдания.

С другой стороны, чтение Псалтири, как и отпевание, нужно не только умершему, но и его близким. Когда человек остается наедине со своей болью, утратой, душу его охватывает отчаяние, и последствия могут быть очень тяжелыми. А если он в этот момент обратится к Богу и пустоту в его душе заполняет молитва, человек обязательно ощутит поддержку и помощь.

Кроме того, смерть близкого – назидательный пример для думающего человека. Он понимает, что и ему придется пройти тем же путем. И слова псалмов, молитв, звучащих на отпевании, могут дать такому человеку пищу для размышления, показать, в чем смысл жизни и смерти.

Подробнее о порядке чтения Псалтири в этом случае.

В сам момент смерти или непосредственно после нее следует читать Последование по исходе души от тела. Это последование призвано облегчить душевные страдания умирающего. Затем родственники начинают чтение Псалтири. Кафизмы читаются одна за другой. Если есть возможность установить череду, Псалтирь читается непрерывно до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности.

Чтению предшествуют обычное молитвенное начало, затем читаются кафизмы. После каждой статии на «Славах» прочитывается особая молитва о новопреставленном. Эта молитва читается также на отпевании и вкладывается в руку усопшему. Псалтирь читается непосредственно около тела покойного или, если родственники не могут приехать, заочно. После погребения до сорокового дня продолжается чтение Псалтири о новопреставленном: по кафизме в день.

Церковному человеку, конечно, стоит взять благословение на чтение Псалтири о новопреставленном у священника. Ведь он в любом случае придет в храм со своей болью, и священник узнает о смерти близкого или родственника своего прихожанина. Если человек редко приходит в храм и мало что знает о вере, не будет ничего страшного, если он будет читать Псалтирь и без благословения. Возможно, для кого-то это станет первым знакомством со Священным Писанием. Душа человека наиболее умягчается в минуты скорби. И возможно, семечко, которое упадет в душу во время чтения Псалтири, отпевания, даст впоследствии всходы. Мне приходилось встречать людей, которые именно после смерти близких задумались о смысле жизни, о своих грехах, покаялись и пришли к Богу.

Почему во время чтения кафизм можно сидеть?

Собственно, само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие последования – это именно молитвенные обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается и как назидательное чтение.

Получается, что псалмы можно читать не только как молитву?

Псалтирь – это уникальная книга, которую можно читать и как молитву, и как назидательное чтение. И в богослужении она именно так и используется. Не только в храме, но и дома Псалтирь можно читать именно как книгу, а не как молитвенное обращение. У меня был знакомый – по рождению мусульманин, типично восточный человек. Он сознательно после ряда жизненных скорбей и испытаний пришел ко Христу. Церковнославянский давался ему с трудом, а вот Ветхий Завет он очень любил. И часто читал Псалтирь, рассуждая над каждым псалмом. Слушать эти рассуждения было очень интересно. Для него Псалтирь была и молитвой, и пищей для размышления, и кладезем житейского опыта.

В Псалтири встречаются места очень сложные для понимания. Существуют ли переводы или толкования псалмов?

Конечно, существуют. В первую очередь, это синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в 19 в. При переводе использовались тексты Священного Писания на древнегреческом и древнееврейском языках. Это очень грамотный перевод, которым мы пользуемся до сих пор.

Во время богослужения, в домашней молитве псалмы читаются на славянском языке. Для их лучшего понимания можно использовать учебную Псалтирь, где перевод дан именно с церковнославянского.

Безусловно, современному человеку сложно понять не только букву, но и самый дух псалмов. Поэтому обязательно нужно читать творения, в которых дается толкование Псалтири, причем не только историческое, но и духовное, прообразовательное. Самые известные толкования принадлежат свтт. Иоанну Златоусту, Афанасию Великому, Феодориту Кирскому. Им свойственно символическое толкование Псалтири, которое способно дать читающему более глубокое, возвышенное понимание псалмов.