] Устав

Шрифт

Великий пост и подготовительные Недели.

Основные богослужебные указания Устава Православной Церкви на период пения Постной Триоди.

В этом разделе сайта приведены краткие указания устава, относительно богослужений Великого поста, их особенности. По благочестивой традиции христиане подражая особенностям уставных служб поста испльзуют эти указания и для келейного чтения. Так например в седмичные дни к утреннему и вечернему правилу прибавляют молитву Ефрема Сирина, читают Покаянный канон, вторя Церкви, усиливающей в эти дни чтение Псалтири и Евангелия, углубляются в изучение Священных писаний.

Здесь приведены основные указания о чтении Евангелия и Псалтири

Неделя о мытаре и фарисее.

  • Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели Ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (кроме дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей).
  • Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой Триоди. Служба рядовым святым переносятся на повечерие.
  • По 50‑м псалме: Триоди, глас 8‑й: «Слава» — «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6‑й: «Помилуй мя, Боже…» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…» (поется до Недели 5‑й Великого поста включительно).

Неделя о блудном сыне.

  • Полиелей - к двум полиелейным псалмам добавляется 136‑й псалом: «На реках Вавилонских…» и поется в последующие два воскресенья, до начала Поста.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

  • Совершается заупокойная служба субботы мясопустной.
  • Такая служба бывает и в субботу перед Троицей. Если же на этот день придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых кладбищенских храмах — «гробницах», или в предыдущую субботу (см. Типикон, гл. 49, «В субботу мясопустную…», 1‑е «зри»).
  • В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших, и поем канон рядового гласа мертвым». Устав панихиды тот же, что и в период пения Октоиха

Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

  • Уставное богослужение этого дня имеет те же особенности, что и служба предыдушего воскресенья - пение на полиелее 136-ого псалма и покаянных стихир по 50-ом псалме "Покаяния отверзи..."
  • Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.
  • В среду и пятницу наступающей седмицы Литургия не совершается.
  • В среду и пятницу богослужение с поклонами и молитвой Ефрема Сирина

Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье.

  • Заговенье на Великий пост.
  • На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
  • Вечером этого дня служится первая Великопостная служба. По окончании Вечерни с Великим прокимном совершается чин прощения.
  • На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др.
  • «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49‑я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
  • После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.
  • В течение всего Великого поста все богослужения совершаются по Постной Триоди и Минее. Из Октоиха в седмичные дни берутся только Троичны, светильны и седальны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста в седмичные дни Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздника Благовещения.

Великий пост.

  • В седмичные дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В субботу и воскресенье поклоны отменяются.
  • В первые четыре дня поста (понедельник, вторник, среду, четверг) на Великом повечерии читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.
  • Полная Литургия совершается в субботу (Иоанна Златоуста) и в воскресенье (Василия Великого). В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник, четверг - Литургии не положено (исключение - полиелейные и бденные праздники).
  • В пятницу первой седмицы совершается память великомученика Феодора Тирона. По заамвонной молитве - молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
  • Великим постом не читаются акафисты, как не соответствующие покаянному смыслу Великого поста молитвословия. Исключение Суббота 5-ой седмицы поста - Похвала Пресвятой Богородицы, когда на Утрени читается акафист "Взбранной Воеводе..." и чинопоследование Пассии в четыре воскресных вечера Поста, начиная со второй Недели.

Неделя 1-ая Великого Поста.

Совершается последование Торжества Православия.

С понедельника второй седмицы начинается чтение Евангелия на часах.

О чтении Евангелия на часах Великим постом

Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстно́й седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстно́й седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность.

Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста.

С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»).

Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших.

  • В эту субботу и две последующие заупокойная служба по Триоди соединяется со службами Минеи и Октоиха.

Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского.

Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

  • Крест для поклонения износится на середину храма. Всю следующую седмицу на богослужении поются песнопения Кресту, совершаются поклонения.

Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной. Поминовение усопших. После этого дня Крест уносится в алтарь.

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Ле́́ствичника

Четверг 5-й седмицы.

  • На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть - после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть - после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных - кондак «Душе моя…». Литургия Преждеосвященных Даров.

Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвала́ Пресвятой Богородицы.

  • На утрени акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Неве́́сто Неневе́́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.
  • По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.
  • Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой.

Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.

Суббота 6-й седмицы, ва́ий. Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.

  • В первые три дня страстной седмицы на утрени по великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. Воспоминание Тайной Ве́чери.

Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Страстна́я седмица. Великая Суббота.