Период пения Цветной Триоди.
Духов День.
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается
праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради
величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и
Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество
Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается
праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради
величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и
Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество
Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и
совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него
подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет
все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого
Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не
рожден, но исходит''. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас
непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная
Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому
рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего
Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо
для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды
духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает
его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь
по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по
словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23).
Никольский Благовестник
МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся
исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны
от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу
Святой Троицы.
Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что
Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами,
владеет нами и всем миром.
Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших
скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов в 10-й день после вознесения
Иисуса Христа на небо.
Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель),
потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только
тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже,
везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что
нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний,
источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.
Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в
мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и
особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом,
очищаясь чрез Него от своих грехов.
Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде
находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся
к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно
пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха,
сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши
души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам
Царство Небесное.
Листок псковского храма св. Александра Невского № 201