Период пения Цветной Триоди.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Переходящий, двунадесятый праздник. Совершается в сороковой
день по Пасхе
После воскресения Иисус еще в продолжение сорока "дней
являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием.
Наконец Он, собрав их, сказал им: "Не отлучайтесь из
Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн
крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом
Святым... Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне
свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли... Идите
по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и
креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же
будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут
говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не
повредит им. Возложат руки на больных, и они будут здоровы".После этой беседы с
учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от
их взоров. И когда они смотрели на небо во время Его вознесения, вдруг предстали
перед ними два мужа в белой одежде и сказали им: "Мужи Галилейские! Что вы
стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким
же образом, как вы видели Его восходящим на небо".
(Евангелие от Марка16, 15-19; Деяния Апостолов 1, 3-11)
* * *
Прошло 40 дней от Воскресения Христова, в течение которых
ученики Христовы переживали несравненную радость сладостных бесед со Христом
Воскресшим. В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь,
явившись собравшимся апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но
ждать обещанного им ''другого Утешителя…Духа истины…'' (Ин.14;16,17), вывел их
из Иерусалима на гору Елеонскую, по пути беседуя с ними об устроении Своей
Церкви на земле. На вершине горы Елеон Христос, разъясняя апостолам, в чем
должно состоять их назначение, сказал им: ''Вы примете силу, когда сойдет на вас
Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и
даже до края земли'' (Деян.1,8). ''И, подняв руки Свои, благословил их''
(Лк.24,50). И видят апостолы, что Господь начинает подниматься от земли, светлое
облако скрывает Его от их взоров, небеса принимают в сокровенные недра свои…
Чрез Вознесение Господа падшее человечество Христом
возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос,
воскреснув силой Своего Божества, чрез Вознесение удостоил обоженное и
одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы седения одесную
Отца.
Вознесшись на небо, Господь не оставил землю Своим
Божественным присутствием, стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него.
Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом
и пренебесном таинстве Евхаристии – Божественных Тела и Крови Его, которых
приобщаются верные. Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и
завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении, и
основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается
таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на
земле.
Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для
всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и
Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос
вознесся на небо, как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток
искупленной и возрожденной Им человеческой природы. Он взошел со славой к
Светоначальнику Отцу Своему, Крестом Своим разрушив древнее осуждение
человечества и средостение (преграду) вражды между человеком и Богом.
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый
учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты
еси Сын Божий, Избавитель мира (Тропарь, гл. 4-й).
Никольский Благовестник № 3(53), 29 апреля 2001 г.