Период пения Цветной Триоди.
НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (пятое воскресение после
Пасхи)
Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом. Однажды
Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников,
предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что
"не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела
Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь,
когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин.9,3-5). Сказав
это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: "Иди в
Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый".
Так и случилось. Исцеленный от слепоты, которая была у
человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники,
старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: "кто",
"как", "зачем", "почему", "а действительно ли ты был раньше слепой, а может,
нет?"; подвергли допросу даже его родителей. И, получив убедительные ответы от
самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? "Не от Бога Этот
Человек" (Ин.9,16), - сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший
возразил: "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин.9,33).
Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего
слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и
слышал, этот человек сказал: "Верую, Господи! И поклонился Ему" (Ин.9,38).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом,
Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от
рождения, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3,23), а
дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что
просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный
и спасительный свет.
Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже
слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый (Кондак,
гл. 4-й).
Мудрость Святых Отцов
Господь и Спаситель наш Иисус Христос по исцелении
слепорожденного сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а
видящие стали слепы» (Ин. 9;39). Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать
гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи… Фарисеи
признавали себя видящими, то есть удовлетворительно и в высшей степени знакомыми
с истинным богопознанием, не нуждающимися ни в каком дальнейшем преуспеянии и
учении, и на этом основании отвергли то учение о Боге, которое преподавалось
непосредственно Богом… Ложны взгляды и основания человеческой гордыни,
человеческого самомнения. Гордый смотрит на себя как на самобытное существо, а
не как на создание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и
вечность — несуществующими. Промысла Божия нет для него: он признает правителем
мира разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются по земле; жизнь его
принесена всецело в жертву земле, на которой хотелось бы ему учредить
непрестанное наслаждение грехом. И к этой-то безумной, несбыточной цели
стремятся со всем усилием слепотствующие фарисей и саддукей. Напротив того,
воспоминание о смерти сопутствует смиренномудрому на пути земной жизни,
наставляет его действовать на земле для вечности… Смиренномудрый действует для
добродетели, а не по побуждению страстей и не для удовлетворения страстям,
следовательно, действия его не могут не быть благодетельными для общества
человеческого. Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкой среди громадного
мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и
грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское
учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях. Ум и сердце
смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны
признать и принять Искупителя…
(Святитель Игнатий (Брянчанинов). Из Поучения в Неделю о
слепом)