Период пения Цветной Триоди.
РАДОНИЦА - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется
Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого
поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
* * *
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот
праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название
привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением
умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем
особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после
Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в
переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в
другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и
воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому
мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной
уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на
могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где
совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на
помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то,
что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не
есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать
кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть
до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если
человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха -
время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой
скорбью и печалью.
Некоторые особенности богослужения
Во вторник Фоминой седмицы бывает служба с поминовением
усопших - этот день известен под названием Радоница.
Радоница обязана своим происхождением тому уставному
предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не могущее быть
совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из
ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но
и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне
понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при
поминовении.
В Триоди нет специального последования этой службы.
Радоница совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не
должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения
или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и
пасхальные песнопения.
Поминовение усопших в этот день совершается также и на
кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем
православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем
общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».