Период пения Цветной Триоди.
Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы.
Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением,
являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и
названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).
Богослужение этого дня посвящено, главным образом,
воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся
служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу
Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно
воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».
В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские
врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го
гласа: С высоты снизшел еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.
В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не
поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.
Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется
стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная
структура всенощного бдения, часов, Литургии (за исключением некоторых
особенностей).
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые
начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды
поется или читается Христос воскресе.
* * *
С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание
Светлой седмицы, праздновался особо, составлял как бы замену Пасхи, оттого и
назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. В этот день обновляется память
Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления. Так
как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы,
который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то
именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В связи с этим неделя
именуется еще и Фоминою. Церковь придает этому событию особое значение. Своим
явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении
не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от
утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко кресту и на которой
остались от того, даже по Воскресении, язвы.
Святой апостол Фома был родом из галилейского города
Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё
оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых
апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не
поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на
руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку
мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения
Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" -
воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других
апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати
Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей
проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в
Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол
запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя
индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу,
претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части
мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола
Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).