Шрифт

Акафистник. Сборник акафистов Господу, праздникам, Божией Матери и святым.

АКÁФИСТ (греч. «акáфистос ги́мнос" – «неседальный» гимн, гимн, который поется стоя) – одна из форм церковного гимна, ведущая свое начало от Великого Акафиста, хвалебного песнопения в честь Богородицы. Автором В. А. предположительно является святой Роман Сладкопевец (по другим версиям – патриарх Сергий, Георгий Писида).

Время составления Великого Акафиста точно не установлено. Вводная песнь – кукулий – «Взбранной Воеводе» составлена, вероятно, не позже 626 года; основной текст – несколько раньше или позже. А. состоит из 12 двойных песен – последовательно чередующихся икосов и кондаков. Являясь одной из вершин византийской религиозной поэзии, акафист отличается виртуозной звуковой и словесной организацией, построен на многоплановой символике.

book

Каждый кондак (кроме кукулия) завершается обычным для ветхозаветных гимнов (псалмов) возгласом «Аллилуиа». В кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении замысла любви Божией. Вторая часть строфы называется икос. Икос в первой своей трети заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке.

Таким образом, в Великом акафисте в кондаках и первой вводной части каждого икоса дается историческое (с 1-го икоса по 7-й кондак) и догматическое (с 7-го икоса) учение о Богородице. Две другие трети каждого икоса обычно состоят из 12 строк похвальных воззваний (хайретизмов), начинающихся с возгласа «радуйся» (греч. «Хáире»), объединенных попарно метрическим и синтаксическим параллелизмом. В этих молитвенных воззваниях представлены как все ветхозаветные преобразования, относящиеся к воспеваемому лицу или событию, так и их новозаветное свершение, описываются величие и совершенства Божия, святость избранных Его и благодеяния, явленные верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых.

book

Так, например, в акафисте Богородице через все песни проходит тема явления в Марии гармонического единства противоположностей: Девы и Матери, земли и неба, ветхого и нового, родившей Бога и Человека. Акафист Богородице и некоторые другие византийские акафисты являются в подлиннике алфавитными акростихами: все песни (кроме кукулия) начинаются в порядке букв греческого алфавита, так как последний представляется символом всеобъемлющего гармонического целого.

Акафист выражает собой догматическое и поэтическое созерцание чуда, чем объясняется его статичность, это как бы словесная икона священного лица или благодатного события. Многие эпитеты-похвалы в древних акафистах имеют близкие соответствия в текстах святого Ефрема Сирина и других восточных отцов Церкви.

Ранний латинский перевод Великого акафиста оказал влияние на католическую гимнографию. Особенно широкое распространение акафисты получили в России, где с XVIII в. становятся особым жанром церковного гимнотворчества и одной из любимых народом форм молитвословий.

Были составлены на церковнославянском и русском языках десятки акафистов, посвященных святым, праздникам и многим чудотворным иконам Богородицы. Как правило, построение песен в них традиционное, но акростих отсутствует. В русской традиции сложился не вполне обоснованный обычай причислять кукулий к кондакам, которых в этом случае получается тринадцать.

img

Литургическое употребление акафиста Пресвятой Богородице предписано нашим Типиконом в 5-ю субботу Великого поста на утрене (этот праздник называется «Похвала Богородицы»). Иных акафистов наш богослужебный Устав просто не знает. Все же неисчислимое множество известных в настоящее время акафистов написано в XIX–XX веках.

Хотя многие верующие отдают предпочтение акафистам перед остальными молитвословиями из-за их простоты и понятности, все же в богословском плане содержание многих акафистов существенно уступает глубине и выразительности псалмов и древних церковных песнопений (стихир, канонов).

Ака́фистник – богослужебная книга, содержащая по преимуществу акафисты Спасителю, Божией Матери и отдельным праздникам в память событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы (Страстям Христовым, Успению Богородицы и т. д.), чудесно явленным иконам (Владимирской, Казанской и др. иконам Божией Матери), а также акафисты святителю Николаю Чудотворцу, пророку Иоанну Предтече и другим святым. Число и Состав акафистов в разных изданиях может существенно отличаться.

Первое печатное издание акафистника, содержащее седмичные акафисты, было осуществлено около 1522 г. в Вильне белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной (включившим в него два своих акафиста с именными акростихами: Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных акафистников XVI–XVII вв.; оно было прототипом русского Молитвослова XVIII–XX вв.

Богословско-литургический словарь

Литургика. Гимнография и эортология (архимандрит Киприан (Керн))

акафисты в нуждах