Жития святых, праздники, иконы на каждый день. Православный календарь
Крещение Руси
День памяти - 28 июля
Владимир искал лучше веры не для себя одного, он искал ее, как повелитель народа, для народа своего. Познав же опытом превосходство христианской веры, он еще более утвердился в намерении ввести христианство между подданными. Первым делом его по возвращении в Киев было крещение 12 сыновей своих: это было делом отца-князя.
Вслед за тем приступил он к истреблению идолов. Иные были сожжены, другие изрублены; Перуна, главного бога, велел Владимир привязать к хвосту конскому, совлечь с горы и бросить в Днепр; суеверный народ проливал слезы из сожаления к своей старине, долго следовал за уплывавшим болваном, которого отталкивали от берега воины, но по доброте своей не смел роптать. Между тем Владимир велел объявить в городе, чтобы на другой же день все жители, без различия возраста и состояния, собирались на берег днепровский для принятия крещения под опасением немилости князя за ослушание. Киевляне давно уже знали греческую веру, знали о совещаниях и решимости князя относительно сей веры.
«Если бы новая вера не была лучшей, князь и бояре не приняли бы ее»; – так рассуждал народ, и спешил исполнить волю уважаемого князя. Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с детьми грудными, явились на берегу Днепра. Явился и Владимир с собором священников; народ вступил в Днепр, одни по шею, другие по перси, взрослые держали в руках младенцев. Священники с берега читали молитвы. Владимир, объятый восторгом, молился Господу, и поручил Ему себя и народ. «В сей день, – справедливо говорит летописец, – земля и небо ликовали».
Св. Владимир не ограничивал святого дела Киевом. Митрополит Иларион говорил, что он желал сообщить всем подданным лучшую веру, и потом прибавляет: крест освятил города. Летописец пишет: «и начал ставить по городам церкви и попов, и люди на крещение приводить целыми городами и селами».
Ни митрополит Иларион, ни Нестор не определяют, однако, в каких именно городах, в каких областях насаждал веру равноапостольный Владимир? По ходу событий и по географическому положению городов можем видеть, что слова преподобных, прежде всего, должно отнести к родам и местам, окружавшим Киев. Таковы были Переяславль, Чернигов, Белгород, Владимир Волынский. Так показывают и некоторые летописи. Весьма важно в этом отношении свидетельство монаха Адельмара, современного Владимиру. Он говорит, что вскоре по обращении славяноруссов к вере христианской, пришел греческий епископ во внутреннюю область России, обратил и научил греческим обыкновениям.
Поздняя летопись распространяет деятельность духовенства Владимирова и на отдаленные русские города. Она говорит, что Владимир, посылая сыновей своих в уделы, послал с ними священников, и приказал сыновьям, чтобы каждый в своей области заботился о построении христианских храмов и о просвещении язычников верой.
Сами события последующего времени оправдывают это известие. Но они же показывают, что воля равноапостольного не везде могла быть выполнена с равным успехом. Несомненно известно, что Новгород, столько отдаленный от Киева, принял христианство при св. Владимире. Четыре года спустя после крещения Владимирова, там был епископ Иоаким, один из корсунских священников. «И прииде епископ Иоаким, и требища разори, и Перуна посече, и повеле повлещи в Волхов, и повязавши ужи (веревками) волочаху по калу бьюще жезлием, и вринуша в Волхов. И заповеда (епископ) никому же нигде же не переняти его. И иде пиблянник (житель местечка Пибла), рано на реку, и Перун приплы к берегу, и отрину его шестом.
Ты, рече, Перунище, досыти еси пил и ял, а ныне уже плови прочь». Впрочем, в Новгороде не только не без скорби, как в Киеве, но и не без сопротивления расстались со старым. Не без основания же в народе присловье: «Путята крести мечом, а Добрыня – огнем». Это указывает на то, что новгородцы, как и в других случаях, отказались было повиноваться воле вел. князя о крещении, и их надобно было усмирять как нарушителей порядка. Иоакимова летопись прямо говорит, что новгородцы открыто восстали на проповедников веры, сожгли дом Добрыни, умертвили жену его, и что для усмирения мятежа надлежало употребить меч. По ее известию, новгородцы, по усмирении мятежа, крестились; но иные, под разными предлогами, старались уклониться от крещения.
По Никоновой летописи и по Степенной книге, многие крестились и в новгородской области, по градом и селам воздвигнуты были храмы.