Жития святых, праздники, иконы на каждый день. Православный календарь
Житие священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского
День памяти - 6 июля
Священномученик Митрофан родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Ивана Краснопольского и в Крещении наречен был Димитрием. Мать будущего святителя, Анастасия Семеновна, с горечью размышляла о трудности своего положения и, бывало, подолгу молилась Богу, чтобы Господь даровал ей сына и чтобы этот сын стал священником, надеясь, что материальное положение сына-священника поможет избавиться им от бедности. Господь услышал ее молитвы.
Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирюченское духовное училище. Окончив училище в 1884 году, Дмитрий, как один из первых учеников, был принят в Воронежскую духовную семинарию на казенный счет. Благочестивым же воспитанием в семье он вполне был приуготовлен на служение Богу и Его Святой Церкви.
В 1890 году Дмитрий окончил Воронежскую Духовную семинарию, женился, и 4 ноября 1890 года епископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин) рукоположил его во диакона к Казанской церкви пригородной слободы города Коротояка Воронежской епархии. 8 мая 1892 года у супругов родился сын; 15 декабря того же года диакон Димитрий был перемещен служить в Преображенскую церковь слободы Матрено-Гезевой Бирюченского уезда, а 23 февраля 1893 года – в Троицкую церковь в слободе Алексеевке.
Здесь ему впервые пришлось столкнуться с тяжелым материальным положением в жизни сельского духовенства. Он вспоминал впоследствии, уже будучи епископом: «Мне никогда не забыть немногих, но глубоко запавших в мою душу слов, которые сказала мне одна женщина, когда я, только что сошедший со школьной скамьи и восприявший духовное служение, впервые должен был протянуть руку за тем хлебом, которым обычно благодарят во время визитации духовных отцов. Видя мое крайнее смущение, мою растерянность, видя, каким полымем стыда загорелось мое лицо, эта простая женщина сказала мне: “Что же ты, кормилец, бери, ведь тебе с этого жить надо”… Ее слова были проникнуты теплотой, сердечностью и сочувствием, но в них я услышал горькую истину, что духовенство, в том числе и я, ставший в ряды его, должно жить поборами. И однако оно было в то время в несравненно лучшем положении, нежели паства, которая могла рассчитывать тогда лишь на свои руки и Бога».
В это время свершилась над ним воля Божия – он овдовел, оставшись с сыном-младенцем; ребенка взяла на воспитание мать его почившей супруги, которая к тому времени овдовела и пожелала дать возможность отцу Димитрию, уже не связанному обязательствами семейными, с большей отдачей послужить Церкви Христовой.
13 сентября 1893 года диакон Димитрий был зачислен на казенный счет студентом Киевской Духовной академии на церковно-историческое отделение. 11 августа 1896 года он был пострижен в монашество с именем Митрофан, а 15 июня 1897 года ректор Киевской Духовной академии, епископ Каневский Сильвестр (Малеванский), в церкви Киево-Братского монастыря рукоположил его во иеромонаха. 30 июня того же года иеромонах Митрофан окончил академию со степенью кандидата богословия, которую получил за работу «Аскетика святого Василия Великого».
16 ноября 1897 года иеромонах Митрофан был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1898 году – членом Иркутского комитета Православного Миссионерского общества, Епархиального училищного совета и исполняющим должность ректора семинарии. 6 мая 1900 года он был награжден наперсным крестом.
25 января 1902 года отец Митрофан был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и 2 февраля возведен в сан архимандрита. 14 лет в жизни священномученика Митрофана было связано с его пастырскими трудами на белорусской земле.
25 января 1907 года Высочайше повелено было ему быть епископом Гомельским, викарием Могилёвской епархии. В своей речи при наречении его во епископа Гомельского Митрофан заявил, что за основу своей архипастырской деятельности он поставит борьбу с инородческой пропагандой и сектантством. И, действительно, владыка много потрудился для укрепления православия в своей епархии. Вместе с архипастырскими обязанностями, на первосвященного Митрофана была возложена и другая ответственная миссия: его избрали представителем от Русской Православной Церкви в третью Государственную Думу.
3 ноября 1912 года владыка Митрофан был Высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. Так же, как и в Гомеле, святитель на новой кафедре горячо отстаивал интересы православной церкви и русского (белорусского) населения края против усилившихся после революционных событий 1905-1907г.г. католической пропаганды и польского засилья. За эту непоколебимую позицию духовенство г. Минска называло владыку Митрофана «стойким борцом за православно-русское дело».
Всюду он проповедовал, был очень доступен, вникал в нужды любого обратившегося к нему человека, старался помочь. Владыка отличался не показной благотворительностью, видимо, воспоминания о собственной бедственной юности подвигали его на это благое дело.
Владыка твердо держался своего убеждения, что многие пороки искусственно насаждаются в среде русского общества и миссия православной церкви заключается в том, чтобы помочь людям избавиться от них, особенно это касалось пьянства. С благословения святителя каждый год в Минске стал проводиться трезвенный крестный ход. Был освящен специальный вагон трезвости, на котором духовенство объезжало города и веси Белорусского края с проповедью против пьянства, раздавая бесплатную литературу.
В годы Первой мировой войны владыка часто выезжал на фронт для воодушевления русских воинов и благословения их на ратные подвиги. Святитель не раз попадал под обстрел, но это не смущало и не останавливало его. Для раненых воинов по его благословению открывались епархиальные лазареты. В тяжелейший для епархии момент, когда город Минск находился в сильной опасности быть захваченным врагом, когда в сердцах даже самых стойких защитников города стала исчезать надежда на спасение, владыка совершил в привокзальном Казанском храме общественное моление, вызвавшее у богомольцев и у воинов, отправлявшихся на фронт, прилив бодрости и духовных сил.
За особую деятельность по обстоятельствам военного времени владыка Митрофан был 14 мая 1916 года награжден орденом Святого Александра Невского.
11 июля 1916 года последовало Высочайшее повеление о перемещении епископа Митрофана на Астраханскую кафедру. С первого дня служения владыка стал совершать частые поездки по епархии, посещая подчас столь дальние приходы, которые до него не посещал ни один из астраханских архипастырей. Везде и всюду он старался привлечь к себе сердца прихожан истовым богослужением, воодушевленной проповедью и простыми беседами с ними о самых насущных проблемах
Не забывал епископ Митрофан и дело миссионерской проповеди в своем крае, населенном во множестве иноверцами. Другим немаловажным делом была борьба с усиливающимся сектантством. Много сил было положено владыкой на борьбу с обновленчеством.
Владыка Митрофан продолжал отстаивать интересы Церкви в и безжалостное послереволюционное время. Он выступал против всякого сотрудничества с советскими организациями: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах».
По инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля в знак протеста против действий большевистских властей, и для испрошения милости Божий страждущей Родине был проведен крестный ход по всему центру города.
Архиепископ Астраханский Митрофан был арестован 25 мая 1919 г., в канун праздника Святой Троицы. Владыка был обвинен в заговоре против советской власти. На всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлеченных лиц обвинительные показания. Его приговорили к расстрелу, и 23 июня 1919 года приговор привели в исполнение.
Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты.
В декабре 2001 года на заседании Священного синода Русской Православной Церкви было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского). 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.