Жития святых, праздники, иконы на каждый день. Православный календарь
Житие благоверных князей Бориса и Глеба
День памяти - 15 мая
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении –
Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и
Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого
равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до
Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший
из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное
Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой
Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто
молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его
стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались
милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного
великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным,
обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим
княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении
православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных.
Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей
смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском
против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира,
старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим
князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не
встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти
отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять
великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри,
распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего
меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса;
стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого
были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был
извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно
мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы
настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в
своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и
пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом
венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был
еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:
«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».
Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело
Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных
Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и
едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого
страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя
святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба.
Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу
дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине
отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть,
нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки
Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл
в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому
доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит,
тот лжец» (1Ин.4,20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно
для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя
воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не
могущих убить» (Мф.10,28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради
соблюдения послушания, на котором зиждится духовная жизнь человека и вообще
всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор
Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то
едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не
покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются
благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но
Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам»
(Рим.12,19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей
равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По
промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит
святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и,
подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища.
Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь,
пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем
благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные
князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они –
особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в
трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому
накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день
Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано,
вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским
Иоанном I (1008–1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать
останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в
Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя
Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от
них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу
святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых
князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб
явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна
и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом
месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года
митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и
монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и
иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах
Русской Церкви.