Жития святых, праздники, иконы на каждый день. Православный календарь
Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»
День памяти - 16 апреля
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» — это один из самых красивых образов, излучающий нежность и радость. Литературной основой образа стали тексты гимна – акафиста, в котором Богородица и Иисус Христос сравниваются с неувядаемыми и благоуханными цветами. «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты», – обращается Церковь к Богоматери.
Существует много иконографических канонов этого образа. Пресвятая Богородица изображается как по пояс, так и восседающей на престоле. Обязательная деталь – это цветы - лилии, розы или другие, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Чаще всего Приснодеву Марию изображают с белой лилией – символом чистоты и непорочности.
По преданию, когда-то именно ее вручил Архангел Гавриил Богородице в знак благой вести о том, что она станет Матерью самого Бога.
Иногда, кроме лилий, изображаются небольшие соцветия, похожие на маргаритки — особый вид бессмертника, произрастающего на святой горе Афон. Их называют "богородичным неувядаемым цветом - символом целомудрия и чистоты". Сорвать такой цветок очень рисковано для жизни, так как они растут на крутых склонах. Но те счастливчики, кому это удается, хранят его как святыню.
Появление этой иконы относят к XVI - XVII векам в западных церквях, где перед нею проводили особые службы, «Похвалы Богородице». В Православной Церкви такая служба называется Суббота Акафиста и совершается в пятую субботу Великого поста. В текстах канона и акафиста, написанных в 6 веке, Пресвятая Дева сравнивается с «неувядаемым цветом чистоты» и «райской лилией».
Служба Похвалы Богородице дополнила образ Божией Матери картинами из Священной Истории, которая произошла во 2 в до Рождества Христова.. Во время странствования евреев по пустыне, между семейными коленами произошел спор, кому выпадет честь служить в Скинии (походной церкви), Моисей повелел собрать жезлы (сухие деревянные посохи) от глав каждого рода и поместить их на ночь в Скинии. Наутро один из жезлов, принадлежащий Аарону из колена Левиия, покрылся листьями и расцвёл, указав таким образом на достойного кандидата.
Расцветший жезл Ааронов считается прообразом Богородицы, из Которой рождается Цвет — Христос, и часто изображается в руке Пречистой Девы.
Кроме ааронова жезла упоминаются и другие символы, окружающие Деву: благоуханная кадильница, свеча, звезда и другие. Все они взяты из текста Канона Субботы Акафиста. В свою очередь автор Канона, Иосиф Песнописец, брал их из событий Священной Истории.