Жития святых, праздники, иконы на каждый день. Православный календарь
Житие пророка Захарии Серповидца
День памяти - 21 февраля
Как радостный благовест раздался для иудеев, находившихся в плену
вавилонском, указ персидского царя Кира об освобождении; и те из них, которые
томились в неволе на чужбине, как «во тьме и тени смертной, окованные
скорбью» (Пс.106:10), поспешили в землю отцов своих. Взяв с собою священные
сосуды, захваченные Навуходоносором при разрушении Иерусалима (1Ездр.1:7–8),
переселенцы, под предводительством князя Зоровавеля, происходившего из царского
дома Давидова (1Ездр.1:8, 2:2; 1Пар.3:19, 9–17), возвратились на родину. В
седьмой месяц по возвращении они возобновили из груды развалин жертвенник
(1Ездр.3:1–6), а затем приступили к восстановлению разрушенного храма. Во второй
месяц второго года была произведена по уставу Давида закладка нового храма, «и
весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание
дома Господня» (1Ездр.3:11); многие же старцы, видевшие прежний храм, не могли
удержаться от слёз, зная, что при бедности возвратившихся, второй храм далеко не
может быть так великолепен; они плакали громко, примешивая рыдания к
восклицаниям радости (1Ездр.3:12–13). Но самая постройка храма, несмотря на
щедрый приток пожертвований в первое время, шла чрезвычайно медленно. Страна
была неспокойна; всюду рыскали разбойники, и невозможно было вести правильных
посевов и уборки хлеба; тяжелое бремя правления персидских чиновников
(Неем.9:36–37), частые засухи, голод (Агг.1:6, 10–11) истощили народ. К этому
присоединилась вражда с самарянами. Имея свое святилище на горе Гаризим и считая
Палестину уже своим владением, они крайне враждебно относились к евреям,
особенно после того как последние отвергли их предложение об участии в постройке
храма; разными наветами перед персидским правительством самаряне добились
остановки работ почти на пятнадцать лет.
Эти препятствия ослабили благочестивую ревность иудеев к восстановлению
народной святыни; для поднятия религиозного чувства избранного народа нужны были
особенно сильные духом мужи; таких мужей Господь и воздвиг в лице Своих
пророков Аггея и Захарии, о котором нам предстоит слово.
Святой пророк Захария, серповидец, происходил из колена Левиина; он был сын
Варахии и внук Адды или Иддо; последний возвратился вместе с Зоровавелем из
вавилонского плена и в книге Неемии называется главою священнической фамилии.
Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка
Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное
отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте
рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени
выступления его на пророческое служение. На пророческую деятельность он был
призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года
царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), – только двумя месяцами позднее
пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и
Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием
принялись строить храм. "Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, –
свидетельствует о сем Ездра, говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме,
пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов,
и Иисус, сын Иоседеков и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки
Божии, подкреплявшие их» (1Ездр.5:1–2). «И старейшины иудейские строили и
преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1Ездр.6:14).
Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в
последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже
увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время
произнесения этих речей последний был уже готов. Предание говорит, что святой
пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с
пророком Аггеем.
После пророка Захарии осталось драгоценное наследие – книга, содержащая его
пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии
– обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого
множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка
Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две
части: в первой (с Зах. 1:1–21 по Зах. 6:1–15) находятся видения, и во второй
(с Зах. 7:1–14 до конца) – речи. Всех видений восемь; большая часть их
объясняется пророку Ангелом Божиим; цель их – уверить народ еврейский в
покровительстве Божием. В первом видении всадников объехавших всю землю и
нашедших ее в покое, Бог открывает, что благоденствующие народы – угнетатели
евреев будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды
возвеличатся (Зах. 1:7–17). Какова будет участь язычников
разъясняет второе видение четырех кузнецов, которые идут сбить роги – символ
народов, рассеявших иудеев и разрушивших Иерусалим (Зах. 1:18–21). После
сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим
снова будет заселен; это открывается в третьем видении Ангела Господня, которой
идет с землемерный веревкой размерить Иерусалим, так как последний расселится от
множества людей, и Сам Господь будет ему огненною стеною (Зах. 2:1–13). Грехи
народа уже не будут препятствовать поселению Господа на Сионе, потому что они
будут прощены, как показывает четвертое видение: пророк видит первосвященника
Иисуса в запятнанных одеждах, – символ греховный нечистоты, причем его обвинял
сатана; но Бог оправдывает его, и с первосвященника, представителя народа,
снимаются запятнанные одежды и заменяются чистыми, чем предуказывалось на
будущее великое дело милости Божией, – изглаждение грехов всей земли в один день
Отраслью-Мессиею (Зах. 3:1–10). В пятом видении пророку показан золотой
светильник (символ Церкви – Откр. 1:13, 20), с семью лампадами, наполняемый
маслом от двух стоящих по сторонам его маслин; это означало, что Сам Бог
бодрствует над храмом и народом, а две маслины – Зоровавель и Иисус – орудия Его
промысла (Зах. 4:1–14). Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями
Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений: он снова развратится и опять
понесет наказание; эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием
воров и клятвопреступников (Зах. 5:1–4), и – в седьмом видении ефы (мера
жидкости) с сидящей в ней женщиною, – образ нечестия, – унесенную двумя другими
в Сеннаар или Вавилон (Зах. 5:5–10).
В созерцаемое пророком время, как показывают пятое и шестое видения,
развращение избранного народа достигнет своей вершины; тогда проклятие полетит
по всей Иудее и будет поражать нечестивых, пока не исполнится мера неправд
народа и его не постигнет последнее наказание; нечестивая женщина – народ
еврейский; ефа – мера неправд, вызвавших проклятие. Не останутся без наказания и
язычники, как показывает последнее седьмое видение четырех колесниц с
запряженными в них разношерстными конями, – символ Ангелов Господних, которые
объедут всю землю для суда над врагами Божиими. По уничтожении языческого мира
наступит царство Мессии, что пророк изображает следующим символическим
действием: он надевает на голову первосвященника Иисуса два венца из золота и
серебра, – символ первосвященнического и царского достоинства грядущего Мессии,
– вместе с предсказанием, что приидет Отрасль (Мессия) и созиждет храм и будет
первосвященником: когда это сбудется, то и отдаленные народы придут строить храм
Богу Израилеву (Зах. 6:1–15).
Во второй части (с Зах. 7:1–14 до конца) содержатся речи пророка Захарии. В
первой речи пророк по поводу вопроса его современников, нужно ли соблюдать
посты, установленные в воспоминание печальных событий плена, учит, что с постами
должно соединять дела правды и любви к ближним, тогда посты обратятся в дни
торжества, и на Израиле почиет благословение Божие и радость спасения, имеющего
объять и язычников (Зах. 7:1–14, 8:1–23). Во второй речи пророк предсказывает о
гибели враждебных Израилю народов, а Иерусалим будет находиться под особым
покровительством Божиим, и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель.
Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, ибо к нему грядет Царь
праведный и кроткий; Он водворит на земле праведность и спасет народ Свой,
уничтожит высокомерие и самонадеянность людей. Свое царство Он откроет, въехав в
Свою столицу на ослице и молодом ослёнке, кротких животных, служащих символом
мира. Царство Мессии – царство мира из Иудеи распространится по всей земле; Царь
будет привлекать в него не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за
всех людей для примирения их с Богом. Эллинам – врагам народа Божия
предсказывается поражение, а евреям – благословение плодородия и чадородия.
После изображения светлой судьбы, ожидающей Израиля в недалеком будущем, пророк
переходит к изображению предстоящего затем отвержения народу иудейскому: пророк
обращается к Ливану с просьбою открыть двери врагу, которой опустошит всю Иудею.
Причину такого бедствия пророк Захария объясняет символической историей о двух
жезлах Небесного Пастыря. На одном из них была надпись благоволение, а на
другом узы; когда овцы, несмотря на заботы об них Пастыря, не исправились, то Он
переломил жезл с надписью благоволение, что означало конец завета между Богом и
Его народом, а потом потребовал Себе платы за пастырские труды, но иудеи оценили
Его деятельность в 30 сребреников; эти сребреники Пастырь бросил для горшечника
в дом Господень. Вслед за этим Пастырь переломил другой жезл – узы в знак того,
что расторгнуто братство между Иудою и Израилем. Когда был отвергнут добрый
Пастырь, стадо впало в руки наемников (Зах. 9:1–17, 10:1–12, 11:1–17).
В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на
Иерусалим, но Сам Господь защитит его и истребит нападающих, на народ же
еврейский Господь изольёт дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того,
Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о единородном сыне. Тогда откроется
дому Давидову источник, омывающий грехи их, и уничтожится всякая память о идолах
и лжепророках; поражен будет Пастырь и рассеются овцы. Господь создает
благодатное царство, небольшое по числу, составляющее только третью часть
живущих на земле, но за то искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще
раз окружат Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и тогда
будет единственный день, ведомый только Господу: не станет света, светила
удалятся, будет ни день, ни ночь; лишь к вечеру явится свет. Из Иерусалима
потекут живые воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут
обитать только праведники, – ничего нечистого не будет в нем более. (Зах. 12:1–14, 13:1–19, 14:1–21).