Шрифт

Толкование на Апостол. Блж. Феофилакт Болгарский / Деян. (гл.19 ст.1-40)

Толкование на Деяния святых апостолов

Святого блаженного Феофилакта Болгарского, архиепископа Охридского

Глава 19

Эти, из «некоторых учеников», не знавшие даже того, что есть Дух Святый, во многом отличались от прочих учеников, потому что из слов «чтобы веровали в Грядущего по нем» видно, что они не веровали и во Христа. Не сказал, что крещение Иоанново – ничто, но что оно несовершенно. Как же они, будучи в Ефесе, приняли крещение Иоанново? Быть может, они путешествовали в то время в Иерусалим и возвратились оттуда, не получив даже сведений о Христе. Не говорит им «веруете вы во Иисуса?» Но что же говорит: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?» Павел знал, что они не имели Духа Святаго, но у него является желание сказать так, чтобы, узнав, чего они лишаются, они сами потребовали этого.

Не видели Духа, потому что Он невидим; но некоторое подлежащее чувствам доказательство Его присутствия представлял дар языков: один говорил по-персидски, другой – по-римски, третий – на каком-либо ином языке; и по внешним признакам видно было, что в каждом говорит Дух.

Что значит «небоязненно!» "Подвергал себя опасностям или стал говорить еще яснее, не затеняя своего учения. Посмотрите: везде Павел проникает в синагоги и всегда выходит одинаково, так как всюду желал воспользоваться случаем.

Путем называет Лука Христа, о Котором и говорится, что Он есть путь (см. Ин. 14, 6). Или же путем называет истинную веру, которую проповедовал Павел. А словами «отделил учеников» преподается наставление, чтобы верующие в Сына Божия удалялись от тех, которые поносят Его.

Не только в то время, когда Павел носил «платки и опоясания», прикасались к ним, но и брали с собой и возлагали на недужных. Но обрати внимание на ожесточение иудеев. Их не трогало то, что одежды учеников Христовых производят чудеса, хотя чудеса от платков и опоясаний и от теней учеников больше тех чудес, которые сотворил Христос. Платки и главотяжи, и убрусцы были льняные; главотяжи набрасывались на голову, а убрусцы держали в руках те, кто не мог носить главотяжей; назначение тех и других – вытирать с лица пот, слюну, слезы и прочее.

Уверовать не хотели, а желали изгонять демонов именем Иисуса, потому что слова эти явно изобличают, что заклинатели эти заклинали нечистых духов именем Господа нашего Иисуса Христа не как верующие во Иисуса, но как испытывающие Его. А выражение «стали употреблять» показывает, что они, хотя не надеялись на успех, однако ж налагали руки, чтобы достигнуть цели испытания. Поэтому спустя немного и поплатились за свое безрассудство.

Хотя сыновья Скевы делали это скрытно, но бессилие их обнаруживается. Достойно удивления то обстоятельство, что злой дух не содействовал обольщению этих заклинателей, но изобличил и обнаружил их обман. Мне кажется, что он был сильно раздражен, подобно тому, как кто-нибудь, притесняемый в крайней опасности каким-нибудь жалким и ничтожным существом, хочет излить на это существо весь свой гнев.

Всякому верующему следует сказывать свои грехи и обличением себя самого зарекаться творить то же самое снова, чтобы получить оправдание в силу сказанного в Писании: «Говори… чтоб оправдаться» (Ис. 43, 26).

Видя, что книги эти более ни на что уже не полезны, занимавшиеся чародейством их «сожгли перед всеми». Так преданы были ефесяне кумирам и волшебству, что книги волшебнические ценили очень высоко как такие, в которых заключается самое лучшее в жизни. Уверовав во Христа, они книги эти не продали, но сожгли для того, во-первых, чтобы кто-нибудь не заразился их душегубительной язвой, а также и для того, чтобы не приобрести чего-нибудь за их продажу. Так как деньги, вырученные за собаку или доход от идолопоклонства запрещено было приносить Богу, то они не признали делом праведным повергнуть к ногам апостолов и серебро, вырученное этим путем.

Послал в Македонию учеников возвестить, что он придет, и поселить в македонянах более сильное желание видеть его. Что же касается того, что сам он остается на время в Асии, то это так было нужно, потому что в Асии была тирания философов.

Под серебряными храмами подразумеваются, быть может, небольшие кивоты. Посмотри: всюду идолослужение отстаивали из-за денег. И этот Димитрий хлопотал из-за денег. Хлопотал не потому, что их нечестивая религия в опасности, но потому, что лишался средств к приобретениям; потому что он знал, что обольщал людей, делая им серебряных богов и серебряные кивоты, и боялся, как бы его хитрость не была изобличена истинным учением Павла; боялся также, как бы и вовсе не исчез храм Артемиды, бывший в Ефесе, и таким образом предсказывал исчезновение храма, что и случилось.

Обратил внимание их на опасность: мы, говорит, находимся в опасности впасть от нашего ремесла в голод. Однако то, что он сказал, могло привести их к истинному богопочтению. Если, как он говорит, человек этот (Павел) так силен, что есть опасность, как бы он и всех не обратил, и если от него грозит опасность тому, что принадлежит богам, то следует подумать о том, каков же его Бог. Везде свою речь сводит этот Димитрий на ремесло.

«Своими убеждениями совратил немалое число людей». Не насилием, а так именно следует убеждать. Достаточно и того, что Павел сказал «не суть боги». Если так удоборазоблачаема несостоятельность этого культа, то его давно следовало отвергнуть; если же он имеет в себе силу, то так скоро искоренить его невозможно.

Пришли в ярость, услышав об Артемиде и о подрыве ремесла, потому что черни свойственно возбуждаться и воспламеняться от всякой, даже пустой, вещи. В городе у них были боги; и они приняли угрожающее положение, чтобы криком восстановить как-нибудь уважение к богам и заглушить то, что произошло. Кричали не переставая, как бы опасаясь, чтобы вовсе не угасло почитание богов.

Ученики не позволили Павлу вторгаться в возбужденную толпу – так любили его все верующие. И Павел слушает их, так как не был честолюбив.

«Большая часть собравшихся не знали, зачем собрались». Таково уже свойство толпы: она устремляется туда или сюда безотчетно, подобно огню, брошенному в лес.

Почему Александр хотел «говорить к народу» в оправдание? Ведь его не обвиняли? Чтобы улучить минуту, дать всему другой оборот и утишить гнев народа.

Справедливо и с укоризной отвечает книжник; не сказал «какой человек не знает Артемиды?», но – «кто не знает, что наш город «есть служитель великой богини Артемиды..?» Так что же вы шумите, как будто это неизвестная вещь? Выражение «служитель» означает, собственно, служителя, выметающего или очищающего храм. Диопетом же называет куполообразный храм Зевса или изображение Афины Паллады, называвшееся Палладиум, относительно которого у эллинов существовал миф, будто оно было сброшено Зевсом с неба, а не людьми сделано; это для изумления людей наивных.

Кротко порицает их, показывая, что они поступили опрометчиво и что не следовало делать общей сходки из-за частных причин.